Действительно ли агрессор ведет себя как злодей?

Один раз мне предложили временную работу на предприятии, откуда только что уволили «по собственному желанию» заместителя главного бухгалтера. Он открыто игнорировал свои обязанности и по каким-то только ему одному известным причинам нарывался на скандал, намеренно вводя в компьютерную систему неверные данные. Мне сообщили, что он был недоволен заработной платой, и, несмотря на его многочисленные требования, за три года работы ему не добавили и копейки. Фыркая и поругиваясь, он не обращал никакого внимания на просьбы, требования и угрозы главбуха, который принадлежал к числу тех самых невыносимых людей, которые управляют подчиненными, воздействуя через страх и заниженную самооценку, т. е. унижениями, оскорблениями и угрозами. Поскольку мое пребывание в его отделе было временным, контракт был подписан на полгода, не больше, я старалась как можно меньше общаться с этим зверем и спокойно занималась своими делами. Через несколько месяцев после увольнения бедолаги раздался телефонный звонок - кто-то изъявил желание поговорить с главным бухгалтером. Я передала ему трубку. Невольно прислушиваясь к разговору, я поняла, что звонивший хотел расспросить главбуха о том, как зарекомендовал себя наш бывший бухгалтер, так как ему хотели предложить новую работу. Моему удивлению не было границ, когда я услышала, как бывший шеф провинившегося скандалиста, не запинаясь, выдал самые благоприятные сведения о бывшем подчиненном, говоря о том, что это был, без сомнения, компетентный и ответственный человек, который уволился по собственному желанию в надежде найти более перспективное предприятие. Когда он повесил трубку, я не смогла не выразить своего удивления: «Серж, пять минут назад ты кричал, что это был последний мерзавец и что до сих пор ты разгребаешь кучу мусора, которую он набросал в бухгалтерскую базу данных! Скажи, почему ты рекомендуешь его как хорошего сотрудника?» Тот ответил: «Прошло уже пять месяцев, а он все еще ищет работу, надо дать ему возможность заработать себе на хлеб и исправить свои ошибки. Я думаю, что он уже успокоился и многое понял. На новом месте ему предъявят те же самые требования, что и здесь, пусть он поймет, что был неправ и научится работать. Надо дать ему шанс. Если он не исправился, это быстро заметят, и он снова окажется на улице, и тогда я ничего не смогу для него сделать».

Я поняла, что агрессивное поведение моего временного начальника было стилем поведения, который он разработал для себя и применял для управления десятком человек, не желая им на самом деле никакого зла. Я перестала принимать его всплески эмоций и истеричные выходки за ненависть ко всему и ко всем, так как на самом деле он был совершенно беззлобным и незлопамятным. Находясь в состоянии стресса, вызванном его ответственностью, он выпаливал фразы, в значение которых не вдумывался, и более того, он мало чему верил из того, о чем говорил. Эмоции захлестывали его разум, и он просто шумел и впечатляюще лаял на окружающих, но никогда не кусался. Те его подчиненные, которые имели достаточный опыт работы с этим крикливым молодым человеком, не воспринимали его всерьез и не расстраивались. Более того, они объясняли новичкам, что несмотря на свой неприятный стиль поведения начальник был добрым человеком, которому явно не хватало культуры. Напрашивается вывод, что не всегда нужно принимать слова за чистую монету. Прежде чем реагировать и паниковать, нужно понять, что человек имеет в виду и будет ли делать именно то, чем он вам угрожал и чем запугивал. Осмотритесь, соберите информацию о прошлом вашего агрессора. Не вдумывайтесь слепо в значение сказанных слов. Быть может, оппонент уже жалеет о происшедшем, а вы об этом никогда не узнаете, ибо мало кто может признаться в том, что наговорил глупостей только потому, что у него сдали нервы. Тогда уж надо посмотреть на факты прошлого: действительно ли ваш агрессор вел себя как злодей, и были ли жертвы?

© 2008 Все права защищены tellfortunes.ru