Понятие о счете хороших отношений

Работая в одной крупной американской фирме, я познакомилась с административным директором, который произвел на меня большое впечатление своей способностью управлять людьми и находить выход из конфликтных ситуаций. А ведь одной из главных проблем общения на Западе является крайняя замкнутость и, как это ни странно, нежелание полноценно общаться, т. е. осуществлять эмоциональный обмен. Молодого директора звали Генри. Он умудрялся создавать в своем отделе такую атмосферу, в которой все чувствовали себя комфортно. Люди, работавшие в его отделе, получали нескрываемое удовольствие от своего вклада в успех фирмы. Директора любили и беспрекословно слушались. Каждое его слово было законом, подчиненные искренне следовали его указаниям, признавая его лидером, ведущим фирму к успеху, а ее сотрудников - к материальному благополучию и уверенности в завтрашнем дне. Он с легкостью осуществлял контроль над качеством работы нескольких десятков человек. Я никогда не видела управляющего, обладающего большим авторитетом и пользующегося большим доверием, чем он. Приходя на свое рабочее место, люди думали о том, как бы его не расстроить, и всячески старались ему угодить. Как-то в личной беседе он рассказал мне о том, что одним из его принципов управления персоналом было поддержание хорошего к себе отношения. Таким образом, совесть подчиненных обязывала их стремиться к качественному выполнению задач. По его словам, он постоянно пополнял «банк хороших отношений». Это чисто психологическое понятие похоже на банковский счет. Его можно было пополнять хорошими отношениями, которые возникают от положительных контактов с людьми - совместных обедов и чаепитий, разговоров о личной и семейной жизни, внимания к настроению и состоянию здоровья каждого. В одно прекрасное утро он вышел из своего кабинета и собрал все работников своего отдела на собрание, намереваясь сообщить что-то важное. Громким голосом, с серьезным видом, он начал такую речь: «Я сегодня хочу объявить вам список людей, которые приходят поговорить со мной лишь тогда, когда у них возникает проблема. Максим, Наташа, Сильвия и Паскаль обращаются ко мне только в тех случаях, когда не могут справиться с задачей и им нужна помощь». Потом он обратился к ним: «Скажите, пожалуйста, вы задавали себе вопрос, справляюсь ли я с моей работой и жив ли я там, в соседнем помещении, какие у меня проблемы? Более того, мне интересно, как вы живете вне работы, чем вы увлекаетесь и как у вас дела в личной жизни. Мы смогли бы друг друга поддержать и обмениваться новостями время от времени. Жизнь - это не только работа. Вам действительно до такой степени не хочется меня видеть, что вы приходите только тогда, когда без меня нельзя обойтись? Я не хочу ассоциироваться с проблемами, давайте жить веселее».

За десять лет моей работы на более чем пяти предприятиях это был самый замечательный директор. Он обладал талантом настоящего управленца. Куда бы он ни попадал, какой бы отдел - коммерческий или административный - ему ни доверяли, он был способен создавать атмосферу доверия и душевного комфорта. Под его чутким руководством люди работали с удовольствием. Ему даже не нужно было играть в надзирателя: каждый знал, за что он ответственен, и с удовольствием выполнял свои обязанности.

Рассмотрим другой пример. Одна из моих подруг жаловалась на приятельницу, которая звонила ей только тогда, когда ей было что-то нужно. Их отношения портились из-за того, что моя подруга чувствовала себя эксплуатируемой и страдала от отсутствия внимания к своим проблемам и просто дружеской болтовни. Услышав голос нашей общей знакомой по телефону, она как-то недовольно спросила: «Что тебе на этот раз надо? Ты звонишь только тогда, когда тебе что-нибудь нужно».

Согласитесь, обидно, когда кто-то вспоминает о вашем существовании только тогда, когда у него возникают проблемы и нужна помощь. Возникает чувство эмоциональной пустоты, ощущение, что этот человек пользуется вами, не желая ничего давать взамен, даже хотя бы простого человеческого внимания. Неудивительно, что при таком построении общения в какой-то момент люди начнут отказывать в помощи эксплуататору хороших отношений, и именно тогда, когда им покажется, что этот человек уже исчерпал свой запас средств и не хочет его пополнить знаками внимания и благодарности.

© 2008 Все права защищены tellfortunes.ru